Валента Фармацевтика
17.07.2024

Как работа с молодежью помогает решить проблему кадрового дефицита

Время прочтения: 9 минут

Острый дефицит кадров — одна из насущных проблем современного производства.

Чтобы решить вопрос кадрового голода, промышленные предприятия сотрудничают с учебными заведениями: вузами, колледжами и даже школами. Как это помогает привлечь будущих специалистов и вызвать интерес к рабочим профессиям, рассказывает Анна Арутюнова, директор по развитию производства АО «Валента Фарм».

Работа со студентами

Многие компании сотрудничают с вузами для привлечения будущих специалистов. Мы, как компания, также ведем сотрудничество с ведущими профильными столичными ВУЗами в отношении ряда наиболее востребованных и одновременно сложных профессий. И подобное взаимодействие весьма актуально для промышленности. Но в отношении рабочих профессий эффекта от такого взаимодействия немного: выпускники вузов, как правило, не заинтересованы в вакансиях по рабочей специальности.

Поэтому мы решили поменять подход и сместить акценты на рабочие должности. Совместно с нашим бизнес-партнером по персоналу Алиной Севостьяновой определили специальности, в которых компания испытывает постоянную потребность. Оказалось, что 80 % этих позиций относятся к рабочим профессиям: гранулировщик, таблетировщик, приемщик-комплектовщик, электромеханик, электромонтажник, мастер-диспетчер. Решить проблему нехватки рабочих кадров могут помочь только профессиональные училища и колледжи, которые готовят работников со средним специальным образованием. Так мы начали сотрудничество с ссузами — в частности, с Щелковским индустриальным колледжем. Он готовит специалистов широкого профиля: электриков, аппаратчиков, лаборантов химического анализа, водителей погрузчиков и др. Это имеет много общего с нашей сферой.

С другой стороны, не секрет, как много жителей Подмосковья проводят половину своей жизни в пробках, пока добираются на работу в столицу. И какое это преимущество – работать в стабильно развивающейся фармацевтической компании неподалеку от дома.

Стажировки и наставничество

Студенты-выпускники, как правило, четко понимают, в какой сфере будут работать, их уже ждут конкретные работодатели. Поэтому начинать взаимодействие следует еще с третьего курса, когда учащиеся проходят стажировки.

Хорошо себя зарекомендовала дуальная система обучения, когда студенты теорию изучают в колледже, а практику проходят на предприятии. Так учащиеся видят, что их профессия реальна и востребована. Более того, потенциальный работодатель показывает, где будет работать специалист после окончания обучения. Здесь формируется интерес к компании, знания о ней. Таким образом повышается шанс, что после получения диплома студент выберет знакомую компанию, а не ту, о которой ничего не знает.

Чтобы помочь студентам и новым сотрудникам адаптироваться, на предприятии нужны наставники, которые вводят их в детали рабочих процессов и знакомят с будущей работой.

Почему важно работать со школами

Как уже говорилось выше, компании нужно выстраивать работу с молодым поколением, начиная с младших курсов. Но чтобы это стало возможным, желание работать в промышленности у людей должно зародиться еще в школе. Поэтому, сотрудничая с колледжами, работодатель должен быть готов к тому, что придется работать и со школами.

По этой причине очень важно профориентирование. Школа должна понимать, какие потребности есть у учебных заведений и, исходя из этого, формировать специализированные классы. Кстати, в советское время так и было: школьники выбирали профильный класс, потому что знали, куда пойдут учиться. Наверняка не все ученики после школы захотят идти в вузы — кто-то выберет образование в колледже. Эти ребята должны знать, в каких компаниях и сферах они могут быть востребованы, какие специальности нужны на производстве. Та же фармацевтика — это не только химики и фармацевты. Это еще и ИТ, электрики, механики — любые профессии, которые обеспечивают работу предприятия.

Работа со школами важна и с точки зрения популяризации промышленности, формирования имиджа компании как работодателя. Взаимодействуя с учениками, мы рассказываем о нашей отрасли, о российской фармацевтике.

Но это не только взаимодействие предприятия и учебного заведения, а еще и работа властей, информирование молодежи. Сейчас это очень важно, поскольку мы попали в демографическую яму: современная молодежь — это дети 90-х и нулевых, когда рождаемость была ниже. В сухом остатке мы имеем очень мало рабочей силы — во всех отраслях, не только в фарме. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы будущие поколения были профориентированы, понимали, куда двигаться. Тем более что сейчас мы переживаем период концентрации на внутренних процессах в стране. А с развитием собственных предприятий необходимы новые специалисты и профессионалы.

Сложности в работе со школьниками

В работе с учениками школ есть ограничения с точки зрения правовых норм. Это всегда высокая зона риска: детский труд требует большой ответственности и ресурсов, а потенциальная польза будет только в очень отдаленной перспективе. Любой производственный объект — зона повышенной опасности. И предостеречь ребенка сложно. К несовершеннолетнему сотруднику придется приставить как минимум двух наставников, чтобы его «водили за ручку». Поэтому предприятия редко хотят работать с несовершеннолетними.

А вот работа со студентами имеет хорошую перспективу с точки зрения трудоустройства.

У меня есть личная история. Я всегда мечтала стать журналистом: моя мама филолог и эпистолярный жанр был мне близок. Однажды в 10 классе я с подругой за компанию сходила на день открытых дверей химического факультета. Впечатлилась увиденным и задумалась о том, что буду более востребована как специалист, получив образование химика. Я поменяла решение, стала ходить на подготовительные курсы на химфак, поступила на химический факультет местного Университета. И сейчас нисколько не жалею об этом.

Как взаимодействуют промышленность и образование

Взаимодействие бизнеса и образования — это прежде всего компромисс. Обычно колледж работает под заказ, то есть набирает факультеты под нужды бизнеса. Компания заявляет о своих потребностях, указывает специальности, в которых особенно нуждается, а колледж готовит специалистов этих профилей. Идеально, когда можно позвонить и сказать, что через два года планируется запуск таких-то цехов и для их работы необходимо такое-то количество работников: аппаратчиков, комплектовщиков, химиков. Это оптимальная схема, но до нее нужно пройти большой путь: показать свою готовность, доказать умение общаться с детьми, подтвердить учебному заведению, что выпускники не окажутся брошенными или обиженными, что их окружат заботой и вниманием, обеспечат им безопасность. Это очень энергоемкая работа. Мы знаем, как работать со взрослыми — давать новую информацию, проводить инструктажи. Но совершенно не имеем опыта с детьми. Все это требует от бизнеса определенных навыков.

Кроме того, бизнес должен участвовать в подготовке образовательных программ. Потому что когда приходят теоретики, которые не понимают, как устроено реальное производство, это в корне неверно. В качестве примера можно привести программы из области биотехнологий. У нас эти технологии начали развиваться, а нужных компетенций нет. С точки зрения синтеза ситуация тоже не изменилась: специалистов-синтетиков пока не обучают. Поэтому учебные заведения должны взаимодействовать с теми направлениями бизнеса, для которых готовят своих студентов.

Такая синергия бизнеса, государства и образования помогает выстроить работу с молодым поколением и решить проблему кадрового дефицита в промышленности.

Источник: hr-portal.ru.